Главная Физическим лицам Трудовые споры Защита при коллективных трудовых спорах

Защита при коллективных трудовых спорах

Между потребностями работодателей и работников иногда обнаруживается существенная разница. Когда разногласия достигают критической точки, то возникает конфликт и происходят трудовые споры. Персональные разбирательства по трудовым правам уже не редкость. К ним работодатели привыкли. Практикующие юристы рекомендуют обратить внимание на коллективные трудовые споры, явление сравнительно новое для современной действительности. При систематических нарушениях прав работников, ущемляющих интересы целой группы людей, возникают коллективные споры. Регулировать разногласия сообща намного эффективнее, чем поодиночке. Поэтому ситуации с коллективной защитой прав участились.

Совместная защита прав

Трудовые споры с участием всего коллектива или его определенной части призваны отстаивать свои права по организации труда и общественной жизни. Характеризуются тем, что оглашение требований происходит через представителей, избранных на общем собрании. Причиной конфликтов, чаще всего, является недовольство в связи с плохими условиями труда, несправедливостью оплаты, невыполнением обязательств со стороны руководителей и многими другими негативными событиями, приводящими к обострению разногласий. Закон предусматривает такой вариант разрешения споров в организациях. Положения о коллективных спорах рассматриваются в ст. 61 ТК, а также в федеральных законах. Государство обязывает работодателей предоставлять возможность и условия для реализации прав работников на такой способ защиты своих прав. Соответственно, руководство предоставляет помещение для собраний/конференций и не имеет права запрещать их проведение.

Органы рассмотрения коллективных трудовых конфликтов

Для оказания содействия участникам коллективных споров государством создан целый департамент при Министерстве труда. Данная организация призвана служить регулятором для улаживания коллективных споров. Соответственно, требования общего собрания через посредников направляются не только руководству, но и доводятся до сведения региональных служб департамента. Обязанность департамента – контролировать процесс спора работников с начальством. При содействии представителей департамента для каждого конкретного коллективного спора создаются особые органы разрешения конфликта:

  • комиссия по примирению
  • посредничество
  • арбитраж

Основные функции по разрешению споров возлагаются на департамент. Агенты службы обладают особым видом удостоверений, позволяющих им беспрепятственно посещать любые предприятия для участия в коллективных собраниях. На них возлагаются следующие задачи:

  • определяют причины споров и условия их возникновения, готовят предложения по их устранению
  • регистрация трудового спора коллектива и проверка полномочий представителей
  • формирование трудового арбитража и консультация представителей
  • определяют регламент полномочий
  • готовят оперативную информацию о забастовках и мерах по их разрешению

На основании обобщенных данных департамент проводит исследование сути подобных споров по защите трудовых прав. Подобная аналитика способствует разработке превентивных мер.

Этапы регулирования коллективных споров

В первую очередь, причину конфликта рассматривает созданная для данного спора примирительная комиссия. На ее создание отводится не более трех дней с момента появления спорного коллектива. Состав комиссии учреждается участниками спора на паритетных началах из представителей обеих сторон. Руководство не имеет права игнорировать участие в процессе примирения. Легитимность комиссии подтверждается приказом работодателя и решением коллектива. В рамках примирительной комиссии стороны пытаются разрешить конфликт в течение пяти рабочих дней. Когда согласие не достигнуто, то к разрешению конфликта присоединяется посредник. Независимый участник этого этапа приглашается по согласованию сторон или по рекомендации департамента. Спор с участием посредника длится не более семи дней. При несогласии создается арбитраж, действующий в течение трех дней. По итогам арбитража сторонам выдаются рекомендации по разрешению конфликта мирным путем. Рекомендации арбитра считаются обязательными для исполнения обеими сторонами.