Споры и конфликты, возникающие у работников и работодателей (вопросы по трудовому законодательству), называются индивидуальными трудовыми спорами. Каждая из сторон может инициировать переговоры с целью достижения компромисса и восстановления нарушенных прав. А если согласие не достигнуто, дело передается на рассмотрение в КТС (комиссию по трудовым спорам) или в суд. Оппоненты имеют законное право собирать доказательства, привлекать свидетелей и экспертов, представлять официальные документы с целью подтверждения своей позиции.
Органы, имеющие права разрешить спор
Индивидуальный трудовой спор имеют право рассматривать несколько инстанций, и выбор органа зависит от причины конфликта и его характера. Уполномоченные структуры:
- Вышестоящий орган организации или профильное Министерство. Если такие подразделения имеют полномочия изменять решения подведомственных структур (филиалов, представительства).
- Комиссия по трудовым спорам. Проводит заседание с целью устранения разногласия и восстановления нарушенных прав участников конфликта.
- Судебная инстанция. Имеет право рассматривать любой индивидуальный трудовой спор.
Комиссия по трудовым спорам – как добиться справедливости?
Первый орган, который способен решить конфликт без суда, – это КТС. Комиссия формируется на паритетных основах: она состоит из представителей работодателя и работников. Работник имеет право обратиться за помощью в комиссию в течение 3 месяцев с момента возникновения спора. Решение по делу выносится в 10-дневный срок. Чтобы доказать свою позицию, оппоненты должны:
- Обосновать свою позицию, опираясь на действующее трудовое законодательство.
- Привлекать узких специалистов или экспертов.
- Требовать подтверждающие документы: расчеты, инструкции.
- Представлять письменные доказательства попыток урегулировать спор с оппонентом мирным путем (переписка, запросы, официальные обращения).
Работник имеет право делегировать свои права представителю, который будет отстаивать его интересы.
Решение по трудовому спору принимается тайным голосованием комиссии (большинство голосов) и оформляется в письменном виде: обязательное наличие мотивировочной и резолютивной части.
В течение 3 дней после принятия решения сторонам вручаются копии официального документа.
Достигнутые соглашения должны быть исполнены в 3-дневный срок (по прошествии 10 дней, которые предусмотрены на обжалование решения). Предписание не исполнено – КТС выдаст работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Судебный пристав имеет право на основании решения добиться в принудительном порядке его исполнения.
Удостоверение не выдается работнику в случае обращения его или работодателя в суд по трудовому спору.
Решение конфликта в суде
Вторая инстанция, которая способна разрешить конфликт и восстановить нарушенные права – это суд. В каком случае обращаться с иском:
- Ваше заявление не рассмотрено комиссией по трудовым спорам в течение 10-дневного срока.
- Одна из сторон не согласна с решение КТС.
- Прокурор установил, что при рассмотрении спора и вынесения решения были найдены несоответствия с законом и другими правовыми актами.
Отметим, что суд не наделен правом пересматривать решения комиссии по собственной инициативе (в порядке надзора). Но законодатель четко определил категории трудовых споров, по которым необходимо сразу обращаться в суд:
- Восстановление на работе, изменение даты увольнения, формулировка причины увольнения (по статье).
- Оплата вынужденного прогула.
- Заявление работодателя о возмещении материального ущерба работником.
- Отказ в приеме на работу.
- Дела по дискриминации со стороны работодателя.
- Заявления работников, которые заключили трудовой договор.
Обратиться в суд необходимо в течение 3 месяцев с момента нарушения законных прав, в случае незаконного увольнения – в течение 1 месяца.
Изучив все предъявленные доказательства, суд выносит решение по делу, где четко определяет, какие действия необходимо выполнить для восстановления нарушенных прав работника.
Исполнение решений суда возложено на судебных приставов.